Большой Погром (1391).

 

В октября 1390 года на кастильский престол взошел десятилетний Энрике III. Испания, как и вся Европа, переживала тяжелые времена. Пандемия чумы (1348), вызвала резкое сокращение населения Испании, в Кастилии погибла треть населения. Гражданская война между Педро Жестоким и Энрике Трастамара привела к экономическому кризису и истощению кастильской казны.

С момента начала распространения чумы в Кастилии периодически делались попытки возложить вину за Чёрную Смерть на евреев: дескать, это они отравляли колодцы, чтобы вызвать гибель христиан. С ухудшением качества жизни при Педро Жестоком антисемитские настроения в Кастилии усилились. Горожане с раздражением смотрели на все богатеющие еврейские семейства Севильи, Толедо и других городов.

Энрике II и его сын Хуан I понимали важность присутствия в Кастилии торговых еврейских кланов. Энрике Трастамара даже возвел в ранг альмохарифа и главного контадора (администратора и сборщика королевских налогов) Иосифа Пихона, богатого севильского еврея.

Севильская еврейская община значительно выросла после отвоевания города у мусульман королем Фернандо III. Королевским указом три мечети были переданы иудеям и стали синагогами. Ныне это церкви Санта Мария ла Бланка, Сан-Бартоломе и Санта Крус.

 

Церковь Санта Мария ла Бланка, современный вид

  Церковь Санта Крус, современный вид

Церквовь Святого Варфоломея, современный вид

Вместе с тем в кастильском обществе росла неприязнь к евреям. В 1376 году хроники первый раз отмечают появление архидиакона Эсихи Феррана Мартинеса. Пылкий священник пользовался большой популярностью в народе благодаря своим антисемитским проповедям. Несмотря на церковный чин, Мартинес постоянно жил при дворе архиепископа Севильи Фернандо Альвареса де Альборноса. В своих проповедях архидиакон обвинял евреев во всех бедах Кастилии и призывал короля изгнать иудеев из страны. Особым требованием Мартинес ставил ликвидацию еврейского внутриобщинного суда. В то время в Севилье проживало от 6000 до 7000 еврейских семейств: банкиров, ремесленников и торговцев. В течение 1376-1378 годов своими проповедями Ферран Мартинес спровоцировал более 100 нападений христиан на евреев в Севилье, Эсихе и Алькале-де-Гуадайра. Иосиф Пихон от имени всей иудейской общины обратился к королю за защитой. 23 августа 1378 года король Энрике II Трастамара своим указом велел властям защищать евреев и не вмешиваться во внутренние дела общины. Архиепископу Севильи король посоветовал призвать Мартинеса к спокойствию. Волнения улеглись.

После смерти своего покровителя Пихон был казнен из-за интриг внутри севильской еврейской общины в 1379 году. Новый король Хуан I своим приказом восстановил его доброе имя, но впредь запретил внутриобщинные иудейские суды. С 1380 года Ферран Мартинес возобновил свои антисемитские проповеди в Севилье, подстрекая горожан к изгнанию евреев. Более того, архидиакон стал духовником королевы Элеоноры. 11 февраля 1383 года Мартинес обвинил главу севильской еврейской общины Авраама Абен Иуду Дрейпера и двух его помощников в попытке подкупа главных алькальдов Руиса Гонсалеса и Феррана Переса. По заявлению священника евреи пытались за 10000 дублонов оказать воздействие на королевских чиновников. Однако, вопреки всем ожиданиям, король Хуан I своим указом от 25 августа 1383 года запретил церкви вмешиваться в королевский суд над евреями, и Дрейпер с помощниками были оправданы. Тогда королева Элеонора, возможно под влиянием Мартинеса, стала уговаривать короля проявить твердость по отношению к евреям. Поддавшись жене, Хуан I снова назначил суд, но тут в дело вмешался уже архиепископ Севильи Педро Гомес Баррозо. Под угрозой отлучения он запретил Мартинесу выступать с антисемитскими проповедями и убедил короля замять дело.

В 1390 году с интервалом в два месяца умерли Хуан I и архиепископ Баррозо. Новому королю Энрике III было всего 11 лет. Страной правил Регентский совет во главе с матерью короля Элеонорой. По ее настоянию Ферран Мартинес получил пост генерального викария. При этом должность архиепископа Севильи оставалась вакантной. 8 декабря 1390 года Мартинес разослал всем священникам епархии приказ закрыть синагоги во вверенных им приходах, изъять полностью меноры и свитки Торы, и отправить их в Севилью. 15 декабря 1390 года севильские евреи подали королю коллективную жалобу на действия церковных властей. Юный король приказал прекратить преследования, восстановить синагоги и вернуть иудеям их имущество. Но реальная власть принадлежала королеве Элеоноре. С ее одобрения нападения продолжились.

15 марта 1391 года толпа погромщиков двинулась в еврейскому кварталу Севильи. Было убито несколько евреев, но массовую резню удалось предотвратить благодаря вмешательству севильского альгвасила Альваро Пересе де Гусмана и алькальдов Руя Переса Эскивеля и Фернандо Арриаса де Куадроса, которые вывели отряды севильских идальго, на защиту худерии (еврейского квартала). Дворянам удалось рассеять толпу. Двое главных смутьянов были приговорены к порке.  

Но 6 июня массы людей, вооруженных кинжалами и дубинами, ворвались в еврейский квартал и убили около 4000 человек. В севильскую худерию вели двое ворот: Маттеос Гаго и Пуэрто де ла Карна. Оба входа были заблокированы, чтобы не дать несчастным скрыться в христианских кварталах. Мужчин, женщин и детей безжалостно убивали собственных домах, синагогах и на улицах. Еврейские дома были разграблены и подожжены. Уцелевшие евреи приняли христианство. Много женщин и детей продали в рабство в Гранаду.

Расследование беспорядков, проведенное после восстания, показало участие в погромах многих представителей ремесленных цехов. В результате за уничтожение худерии на Севилью королем в 1396 году был наложен настолько высокий штраф, что еще в течение десяти лет город выплачивал его королевской казне. Ферран Мартинес был в 1396 году заключён в тюрьму, но вскоре освобождён. Перед смертью он завещал всё своё имущество больнице Святой Марии. В народе почитался как святой.

Из Севильи погромы перекинулись на другие города долины Гвадалквивира: Кордову, Андухар, Хаэн, Убеду, Баэсу.

16 июня начался антисемитский бунт в Кордове. Основное число погромщиков составляли ремесленники и слуги из благородных домов. Убийства продолжались три дня, и закончились только с уничтожением квартала. Немногим десяткам евреев удалось спастись, приняв католичество. На Кордову также впоследствии (1395) был наложен штраф в пользу казны (40000 дублонов). Кордовская синагога стала приютом для умалишенных, а после была перестроена в часовню в честь святых Криспина и Криспиана.

18 июня произошел разгром еврейского квартала в Толедо, откуда погромы распространились на Мадрид, Куэнку, Сьюдад-Реал и Эскалону.

В конце XIV века Толедо был городом со значительным иудейским населением, жившим тут с времен Римской Испании. Здесь существовало десять синагог, пять центров изучения Торы и Талмуда (иешива). Среди них выделялась Большая синагога, здание в стиле мудехар, построенное в 1180 году, главная синагога Испании.

Бунт начался в ночь на 18 июня 1391 года, продолжался два дня и имел такие же катастрофические последствия как в Севилье и Кордове. Среди погибших были известные раввины. Еврейские религиозные учреждения потеряли свое значение. Здание Большой синагоги было передано ордену Калатрава и было освящено как церковь Санта Мария ла Бланка.

Церковь Санта Мария ла Бланка. Современный вид интерьера.

Синагога ха-Леви или синагога Транзито, построенная между 1357 или 1363 гг по повелению короля Педро I, также была передана ордену Калатрава и преобразована в монастырь святого Бенедикта. Ныне здесь музей сефардов (с 1964 г.)      

Синагога Транзито в Толедо.

В феврале 1398 года король приказал алькальду Хуану Альфонсо и главному казначею Хуану Родригесу де Вильярреаль выявить виновных в восстании. По результатам следствия были наложены штрафы общей суммой более 30000 дублонов. Погром 1391 года имел тяжелые экономические последствия для Толедо. А более всего пострадали доходы католической церкви, которая имела значительные бенефиции в толедской худерии.

12 августа произошли антисемитские бунты в Бургосе и Логроньо

.

В Арагоне погромы начались 9 июля 1391 года в Валенсии, где по свидетельству некоторых источников неистовствовал будущий святой отец Винсент Феррер, чьим девизом было: "Крещение или смерть!" Вслед за Валенсией разгрому подверглись еврейские общины Ориуэллы, Альсиры и Хативы (10 июля), Майорки (2 августа), Барселоны (5 августа), Лериды и Барбастро (13 августа).     

5 августа в Барселоне в день Санто-Доминго, было убито около трехсот евреев и разгромлено пять синагог.

Резня евреев в Барселоне в 1391 году. Хосеп Сегрельес (1910)

Результатом погромов 1391 года стало исчезновение многих еврейских общин Испании, таких как севильская и бургосская. Двести тысяч иудеев приняли христианство, тем самым была заложена проблема "новых христиан", что впоследствии привело к восстанию Педро Сармьенто (1445), "бунту обращенных" в Толедо (1449), введению инквизиции (1479) и,  в итоге, изгнанию евреев из Испании (1492).

 Некоторое  число иудеев покинуло Кастилию сразу после погромов 1391 года и эмигрировало в Португалию и Северную Африку.   

 

На главную страницу 

 

Хостинг от uCoz