Сельская экономика в период Реконкисты.

 

Испанцы Средневековья не идеализировали сельскую жизнь, которую они считали варварской, и которая для них была противоположностью цивилизации. Мусульманский отшельник, который с несколькими товарищами ушел жить в горы, или цистерцианская община, избравшая жизнь в «пустыне», свидетельствуют об этом двойственном видении. Хотя сельская экономика и не пользовалась особым уважением, она лежала в основе всего. Ориентированная на животноводство, она прежде всего обогащала владельцев-предпринимателей, живших в городе, и предоставляла работу горожанам.

 

Сельское хозяйство

 

Большая часть полуострова отличается сухим климатом. Испанцы, таким образом, развивали сельское хозяйство засушливой зоны, в котором преобладали зерновые и виноградники. Ячмень и пшеница были наиболее распространенными зерновыми, рожь и овес высевались в наиболее бедных районах. Рис появился в X веке; его мало потребляли мусульмане. В XV веке его чаще всего употребляли для десертных блюд, например, варили на молоке с добавлением корицы.

Земли под зерновые часто сдавались крестьянам в аренду или в испольщину. Но работы в поле не отнимали у земледельцев всего их времени. Они часто жили в бедных кварталах городов и иногда нанимались на другие работы. За исключением Каталонии, где они были ограничены в правах в XIII— XV веках, крестьяне имели свободу передвижения.

Мельницы с горизонтальными (molinos) или с вертикальными колесами (ocenos) были установлены на всех источниках воды. Они не были монополией власти, но делились между многочисленными пользователями, которые владели ими днем, ночью или в какую-то часть дня, и они могли сдавать или продавать свое время по своему усмотрению.

Вино производилось повсюду. Города защищали производство своих жителей, запрещая у себя продажу привозных вин. В домах часто находились прессы; вино хранилось в больших глиняных кувшинах в подвалах. Необходимое в христианской литургии, различных рецептов, вино недолго хранилось, и лишь ничтожная его часть экспортировалась. Оно предназначалось для личного потребления, хотя излишки могли продаваться, а в тавернах потреблялось вино, произведенное крупными предприятиями.

В средиземноморской Испании с античных времен выращивались оливки. Они широко использовались мусульманами, которые не употребляли в пищу животных жиров. Оливки продавали генуэзские торговцы, обосновавшиеся в Севилье, именно они сделали из него экспортный товар в XIV веке. Как и производство зерновых культур, виноделие и производство оливок предоставляло только временную работу для горожан.

На севере полуострова были распространены яблони, а виноградников было мало; путешественники, которые пересекали полуостров в направлении Компостелы, упоминали, что яблоки служили для изготовления огромного количества сидра.

Более многочисленные в аль-Андалусе, чем в христианской Испании, орошаемые земли, расположенные вблизи от источников воды, позволяли развивать многообразное садоводство: под плодовыми деревьями, яблонями, грушами или фиговыми деревьями выращивали овощи. В районе Валенсии христиане наследовали от мусульман продуманную систему орошения, которой управляли специальные учреждения. Сухие овощи и сухие плоды добавлялись к этой продукции; изюм из Малаги широко экспортировался. Мусульмане сумели акклиматизировать в Испании в IX—XI веках финиковую пальму, абрикосовое дерево, сахарный тростник и хлопок. Выращиваемые в районе Валенсии апельсины понемногу стали потребляться на полуострове.

В зависимости от региона земля давала годные для продажи товары, такие как шафран, собиравшийся в центре Испании со времен мусульман, а также красители (кошениль, марена, хна, рокцелла), лен или пробковую кору.

 

Охота, рыбная ловля и собирательство

 

Волки и медведи, обитавшие в горных районах полуострова, как и кабаны, часто становились добычей охотников. На юге полуострова рыси населяли леса. Соколиная охота, любимое времяпрепровождение правителей и дворян, чаще всего имела целью птиц и зайцев. Для изготовления воротников меховщики прекрасно выделывали шкурки таких мелких животных, как кроликов или белок.

Рыбная ловля широко практиковалась вдоль всего побережья полуострова. Рыба действительно была необходима христианам, так как она периодически заменяла им мясо в пищевом рационе. Свежая, соленая или консервированная в рассоле, рыба ежедневно продавалась на всех рынках; использование льда, собранного зимой и хранившегося в шахтах, позволяло долго сохранять свежую рыбу. Речная рыбная ловля была регламентирована для того, чтобы запасы рыбы не иссякали; но многочисленные муниципальные постановления показывают, что рыбаки ловили ее и помимо дозволенных периодов времени, используя лампы или более мелкую рыбу для приманки. В XIV и XV веках моряки с северного побережья организовывали рыболовецкие экспедиции, привозя из района Новой Земли китовое мясо и жир.

Леса и чащи, наконец, давали желуди и ягоды. Широко практиковалось пчеловодство, дававшее мед, который жители полуострова, главным образом аль-Андалуса, охотно употребляли в виде медового напитка или в виде смеси с уксусом, а также использовали как основу для соусов.

 

Шахты

 

Солевые шахты были королевской монополией, которую правитель уступал монастырям или отдельным высокопоставленным лицам. Недра содержали также запасы золота, серебра, меди, ртути, свинца, квасцов и, главным образом, железа. Добытое на юге и севере полуострова, переработанное на месте, железо широко экспортировалось, в частности на север Европы.

 

Животноводство

 

Главное богатство полуострова, овцеводство быстро развивалось потому, что во время войны и при опасности стада представляли собой движимое богатство, которое легко можно было перемещать, чтобы спрятать его от врага или, наоборот, захватить. Ввиду хронического недостатка людей в Испании было много пустующих земель, которые можно было использовать для нужд животноводства. По преимуществу средиземноморские животные, овцы, предоставляли, кроме того, шерсть и мясо, которое с удовольствием употребляли в пищу представители всех трех религий. Также высоко ценились дешевые бараньи шкуры, выделывавшиеся с большим мастерством различными способами.

Разведение мериносных овец, шерсть которых более тонка по сравнению с другими видами, стало одним из главных источником богатства на полуострове в XIII веке. В Кастилии крупные владельцы стад (дворяне, члены религиозных учреждений, муниципалитетов) входили в специальные организации, созданные монархами, которые назывались места (Mesta). Имея свои трибуналы, места могли разрешать конфликты между животноводами, между животноводами и сельскохозяйственными работниками, собирать пошлины для короны. Стада, принадлежавшие места, зимой перегонялись на пастбища, расположенные на юге от центральных гор, по специальным тропам (drailles или canadas), а летом возвращались на север, чтобы там подвергнуться стрижке.

Шерсть часто крупными торговцами (в частности, из Бургоса) закупалась на год вперед. Вдоль границы с Гранадским королевством стада переходили с одной стороны на другую, следуя соглашениям, заключенным между приграничными муниципалитетами. В Арагоне и в Португалии ассоциации животноводов также регламентировали пастушескую деятельность. Однако, хотя разведение овец и господствовало, оно не было единственным. Иберийский полуостров характеризовался также племенным разведением лошадей, порода которых произошла от скрещивания европейских боевых коней и арабских скакунов; испанская лошадь — генетта — позволяла своему всаднику с легким вооружением быть очень подвижным. Лошади были запрещены для экспорта, но являлись предметом активной торговли и не менее активной контрабанды. Крупный рогатый скот также разводился в большом количестве, в частности мясниками. В христианской Испании мясники иногда перед забоем, во время праздников, предоставляли своих быков городской толпе для развлечения. Свинина составляла разницу между христианами, для которых она была основным продуктом, и евреями и мусульманами, для которых она была запрещена. Эта разница отражалась и в языке, так как обзывание другого человека «свиньей» (таггапо - маггапо в переводе с испанского означает еще «подлец» и «мерзавец») было общепринятым оскорблением. Свиньи, часто полудикие, водились в дубовых лесах. Их мясо, жир и кожа широко использовались в Испании. Города часто были достаточно плотно заселены, поэтому горожане не могли иметь свои птичьи дворы, как это имело место в деревнях. Домашняя птица (куры, цыплята, каплуны) разводилась в селах. На невозделанных землях городских окраин (terminos или termos) мусульмане и христиане держали многочисленные улья, для сбора меда и воска. Шелкопряды разводились на юге Испании, в то время как кошениль* давала для многих регионов великолепные красители. Наконец, среди «роскошных» птиц и животных не надо забывать о ястребах и соколах — любимцах знати аль-Андалуса и дворян христианских королевств, а также о породистых собаках, которые считались вечной темой для разговоров и были незаменимыми участниками охот.

* Кошениль — общее название нескольких видов насекомых из разных семейств подотряда кокцид, самки которых используются для получения красной краски — кармина. Родина ее — Мексика; она культивировалась в Центральной Америке, в Западной Европе (Испания), Северной Африке и Восточной Азии. В XX веке с развитием производства синтетических красителей эта культура резко сократилась, однако натуральный кармин еще используется в некоторых отраслях промышленности (пищевой, парфюмерной и др.).

 

На главную страницу 

 

Хостинг от uCoz